· Косвенная реклама (видео - и книжная беллетристика с описанием безысходной борьбы с непобедимыми наркодельцами; некомпетентная контрпропаганда наркотиков лицами, не обладающими достаточными для этого знаниями).
Часто следствием описания действия наркотиков становится рост интереса к ним. В особенности это касается разнообразных “жареных” публицистических материалов в средствах массовой информации и на телевидении, радио.
По общему мнению врачей-наркологов, система контрпропаганды наркотиков должна строится на трех принципах:
широкий выбор средств контрпропаганды;
разумный выбор объектов профилактики;
компетентность разработчиков.
Предполагается, что должны использоваться наиболее популярные в обществе средства воздействия на массовое сознание - например, серии коротких рекламных видеороликов (на телевидении для них необходимо самое “горячее” время) и музыкальные видеоклипы, выступления популярных личностей, яркая полиграфическая продукция на рекламных щитах в общественных местах и в особенности, в местах сбора молодежи.
Выбор объектов профилактики - это создание профилактических сообщений, направленных на определенные группы населения. В качестве первого шага можно предложить создание раздельных программ для потенциальных наркоманов (подростков) и их близких. Такие программы будут отличаться и содержанием, и формой представления. В частности, для подростков главным должно стать негативное представление их личного будущего в случае употребления наркотиков, а для родителей - способы распознавания наркотической интоксикации и т.д. Различия в формах представления информации, видимо, понятны.
Компетентность разработчиков пропагандисткой продукции в первую очередь обеспечивается прямым и детальным знакомством с вопросами, касающимися обсуждаемого предмета. Под этот критерий в настоящее время подходят работники служб, непосредственно соприкасающиеся с наркотиками и наркоманами, например, профессиональные наркологи, активисты общественных антинаркотических организаций, работники соответствующих структур МВД. Обычно же в роли таких специалистов выступают плохо разбирающиеся в материале журналисты.
Необходимо отметить, что многие средства массовой информации охотно содействуют антинаркотической пропаганде на некоммерческой основе, понимая важность этой работы.
Диагностика.
Диагностика наркомании отличается от иной тем, что больные обычно сами сообщают врачу свой диагноз, но ни в коем случае не желают признавать его в немедицинских ситуациях. Поэтому, не будучи актуальной для врача-нарколога, проблема диагностики весьма важна для общества. Наиболее распространены следующие ситуации:
Подростки
. Наиболее часто диагностика против желания больного связана с подозрением индивида в употреблении наркотиков, например родителями или учителями.
Водители и лица ответственных операторских профессий (авиадиспетчеры, высотные монтажники и т.д.)
В анонимной наркологической практике люди этих профессий встречаются, хоть и не часто. Возможно, проведение контроля на содержание наркотиков в крови - так же, как делается для алкоголя, будет признано полезным.
Милиция / охранные структуры
. Несмотря на то, что органы МВД и охранные предприятия призваны обеспечивать порядок в обществе и в этом контексте - противодействовать наркотикам, среди их личного состава также встречаются употребляющие наркотики и даже зависимые от них.
Для проведения обследований, в том числе в больших масштабах и даже в полевых условиях в настоящее время имеются недорогие иммунологические тесты Qwick-strip - мировой стандарт на экспресс методы распознавания наркотиков. Эти средства допускают качественный тест на наркотики по слюне испытуемого и обладают высокой избирательностью (теоретически можно обнаружить до 30 различных наркотических веществ). Срок обнаружения следов наркотика в биологических средах для опиатов составляет более 3-х суток.