This is an example of a HTML caption with a link.

Фактическое состояние опорно-двигательного аппарата (осанки)

Коэффициент выносливости отражает функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и дыхания:

К.В. = ЧСС в покое *10

П. Д

Пульсовое давление (П. Д) представляет собой разницу систолического и диастолического давления.

Значение коэффициента выносливости К. В Балл Рекомендации 12 и менее 5 (высокий) Не снижать нагрузку, поддерживать работоспособность 13-15 4 (выше среднего) Увеличить объем нагрузок 16-20 3 (средний) Снизить эмоциональные, силовые, скоростно-силовые нагрузки. Постепенно увеличивать аэробные нагрузки.

21-25 2 (ниже среднего) Избегать объем целенаправленных силовых и скоростно-силовых нагрузок. Активно использовать дыхательную гимнастику 26 и более1 (низкий) Основная работа - в аэробном режиме.

У юношей с плоской спиной, уменьшенными изгибами позвоночника ёмкость-полость грудной клетки меньше. Коэффициент выносливости у школьников составил 17, а у студентов 18. При таком коэффициенте выносливости рекомендуется снижать силовые, скоростно-силовые нагрузки, увеличивать аэробные нагрузки. Что и было учтено при составлении комплексов упражнений для домашних занятий. Дыхательные упражнения были составлены для увеличения подвижности грудной клетки, формирования её изгибов [22].

Важнейшими критериями развития являются масса тела и рост - длина тела. Длина тела характеризует состояние пластических процессов в организме и соматическую зрелость. Для оценки этих данных использовалась номограмма оценки веса по росту (рисунок 4).

Рисунок 4. Номограмма оценки веса по росту стоя (по А.Г. Дембо).

У обследуемых учащихся и студентов, имеющих осанку по типу плоской спины, до педагогического эксперимента отмечено отставание в физическом развитии и зрелости

М -

1,2 s у школьников

и

М - 1,35 s у студентов. Показатели физического развития считаются средними, если они отличаются от средней величины

М не более чем на

±0,5 s (М

±0,5 s). Признаки считаются выше или ниже средних, если разница превышает

0,5 s но не больше

1 s (от

М

±0,5 s до

М

±1 s). Если разница превышает

М

±1 s, но не более

1,5 s (от

М

±1 s до

М

±1,5 s), исследуемые признаки оцениваются как высокие или низкие. Если разница превышает от

М

±1,5 до

М

±2 s и более признаки оцениваются как очень низкие или очень высокие.

Масса тела отражает степень развития костно-мышечной системы, она зависит от уровня физической нагрузки и факторов внешней среды.

Окружность грудной клетки оценивалась по номограмме (рисунок 5).

Рисунок 5. Номограмма оценки окружности грудной клетки по росту стоя.

До педагогического эксперимента у юношей контрольной группы отклонения от нормы составили -

1s, у юношей экспериментальной группы -

0,9 s. Полученные данные послужили основанием совершенствования физического воспитания юношей с использованием упражнений на развитие грудной клетки [20].

Задержки или отсутствие приростов размеров тела или отрицательные сдвиги в массе говорят о неблагоприятных изменениях физического развития (состояния) и требуют изменения двигательного режима, его реализации, содержания урока, видов упражнений и направленность и интенсивность. В вариативный компонент урока и частично базовый были введены корригирующие упражнения для повышения соматической зрелости и развития костно-мышечной системы.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6