Начиная уже с 3 мес малыш активно следит за окружающим, у него проявляется интерес к различным предметам, он тянется к ним. С этого времени детям необходимы разнообразные по форме и цвету яркие игрушки. Почаще разговаривайте с малышом, внятно называйте окружающие его предметы. Слова надо произносить четко и ясно, не искажая их, в речи, обращенной к ребенку, лучше пользоваться короткими фразами. С 7 мес дети понимают некоторые слова, поворачиваются в сторону названного предмета. В это время можно учить ребенка выполнять простые просьбы, отыскивать игрушку, разучивать слова. При этом важно, чтобы малышу были видны движения губ. Играя и занимаясь с ним, проявляйте осторожность: место для игр выбирайте дальше от горячих предметов; беря малыша на руки, держите его свободно, но двумя руками, не подбрасывайте вверх.
Период развития ребенка от 4 нед до 3 лет относится к ясельному возрасту. Условно он подразделяется на младший ясельный, или период грудного возраста (от 4 нед до 1 года), и старший ясельный, или преддошкольный (от 1 года до 3 лет).
Преддошкольный период характеризуется быстрым развитием не только физических, по и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным как положительным, так и отрицательным влияниям окружающей среды.
Рост и развитие мальчиков и девочек в этом периоде протекает одинаково. За второй год жизни масса тела в среднем увеличивается на 2—3 кг (на 200—250 г ежемесячно); длина на 10—12 см; за третий год масса на 2—2,5 кг, длина на 7—8 см. Увеличивается окружность головы и груди, изменяются пропорции тела. В этот период дети растут в основном за счет увеличения длины ног. Массу и длину тела ребенка старше 1 года можно ориентировочно рассчитать по следующим формулам:
длина тела = длина в 1 год + (5 см • число лет);
масса тела = масса в 1 год + (2 кг • число лет).
Если показатели массы и длины тела ребенка в возрасте 1 года не известны, следует пользоваться средними цифрами — 75 см и 10 кг соответственно.
Кожа малыша в этот период остается нежной, очень уязвимой, требующей постоянного, тщательного ухода. Поверхность кожи, приходящаяся на 1 кг массы тела, у него больше, чем у взрослого. Вот почему дети легко перегреваются или переохлаждаются во время прогулок, особенно если одежда не соответствует температуре воздуха.
Скелет имеет много хрящевой ткани, он нежный и гибкий. Ребенок постоянно находится в движении, что обусловливает значительную нагрузку на скелет, поэтому физические нагрузки должны постоянно контролироваться. Следует очень внимательно следить за играми детей, их позой во время сидения, а также правильно подбирать обувь и одежду для детей этого возраста.
Постель ребенка не должна быть мягкой, чтобы не вызывать деформации скелета.
Большой родничок обычно закрывается к концу первого года жизни. В течение второго года прорезываются 12 молочных зубов, к 2 годам их уже 20. До 2 лет количество зубов определяют так: возраст ребенка (мес) — 4. От этого правила часто бывают отклонения, и это не должно тревожить родителей.
На 2—3-м году совершенствуются органы дыхания и сердечнососудистая система, увеличивается их работоспособность. Дыхание становится более глубоким, частота дыханий к 3 годам составляет 28—30 в 1 мин, частота пульса до 110 ударов в 1 мин. Тем не менее компенсаторные возможности организма еще довольно ограничены. Поэтому физические упражнения и нагрузки должны строго соответствовать возрасту. Помните: к каждому ребенку должен быть индивидуальный подход с учетом особенностей его физического и психического развития.
Органы пищеварения у детей 1—3 лет еще недостаточно развиты, и пища их, естественно, должна отличаться от пищи взрослых.
Нервно-психическая сфера и двигательные навыки также находятся в состоянии совершенствования. В возрасте 1 — 1,5 лет ребенок самостоятельно садится и встает; может долго стоять без поддержки, начинает ходить, свободно играет игрушками, бросает их, поднимает упавшую, трясет и т. д. Во время игры дети выполняют довольно сложные движения: залезают на высокие предметы и самостоятельно слезают с них, листают книги, пытаются рассматривать яркие картинки. Они хорошо понимают просьбы и обращения; их словарный запас составляет 30—50 слов.