Как известно, подростки представляют популяционный ресурс республики. Подростковый возраст занимает особое место в развитии и становлении человека, так как происходит биологическая и психологическая перестройка организма, адаптация к новому социальному окружению. В этот период "смятения" отмечается стремление к независимости, поиску новой идентификации, отходу от родительских взглядов и ценностей.
Гормональные процессы, происходящие в организме подростка, оказывают большое влияние на половое и эмоциональное поведение, которое временами может проявляться в агрессивности. Осознание этого обстоятельства очень важно для понимания, особенностей поведения подростка. Психологической особенностью подросткового возраста является зависимость подростка от большого числа микросоциальных (семьи, школы, ближайшего окружения) и макросоциальных (общества в целом и его культуры) факторов окружающей среды. Этому периоду свойственны стремление к быстрому познанию мира взрослых, желание мыслить по-взрослому. Социальное развитие подростка состоит в познании роли человека в обществе и путей реализации этой роли, в восприятии ценностей и норм в различных сферах жизни, в том числе в сфере здоровья.
Во второй половине XX века была отмечена акселерация девочек-подростков. Половое созревание приводит к формированию устойчивых половых потребностей, которые наряду с материальными и духовными являются мощным источником сексуальной активности. Сочетание этой тенденции с низкой контрацептивной культурой привело к росту числа абортов и заболеваний, передающихся половым путём.
Между тем Всемирной организацией здравоохранения в "Специальной программе научных работ, развития и научных экспериментов в воспроизводстве человека" (1998 г.) проблема сексуального и репродуктивного здоровья подростков была определена как приоритетное направление. Однако преобладание исключительно медицинского подхода в решении этой проблемы не позволило получить те результаты, на которые была направлена программа. [3, с.59-61].
Занимаясь анализом проблемы репродуктивного здоровья, ученые решили изучить, какими сведениями по данному вопросу располагают сами педагоги, ибо от их информированности и специальных знаний зависит качество профилактической работы с подростками.
В опросе приняло участие 30 педагогов школ г. Пинска (Брестская область). Цель опроса - выяснить, как педагоги определяют понятия "репродуктивная культура" и "репродуктивное здоровье". На вопрос о том, что такое репродуктивная культура, были получены следующие ответы:
– "владение в полном объёме информацией, обеспечивающей правильный подход к проблемам полового поведения";
– "усвоение знаний и их воплощение в жизнь, трансляция в сфере полового поведения";
– "культура взаимоотношений между полами, принятие своих социальных функций (быть матерью, отцом), ценностное отношение к браку, семье, своему здоровью";
– "культура формирования знаний о необходимости физического и психического здоровья человека для воспроизводства нового поколения";