This is an example of a HTML caption with a link.

Обсуждение результатов

Полученные результаты мы обсуждали, основываясь на принципах сравнительного анализа.

Эффективность влияния комплекса закаливающих процедур и дыхательной гимнастики на организм детей оценивалась нами по двум категориям (показатели здоровья детей, показатели дыхательной системы: спирометрия, пробы Штанге и Генчи).

Анализируя таблицу 1, мы видим, что исходные данные заболеваемости в экспериментальной группе превышали общий уровень заболеваемости в контрольной группе на 9 случаев и на 5 случаев простудными заболеваниями.

За период исследования заболеваемость снизилась в обеих группах (см. таблицу 2). В экспериментальной группе, где дети занимались закаливанием, уровень простудных заболеваний снизился в 2 раза, что составило 30 случаев, тогда как у сверстников контрольной группы – только на 9, составив в итоге 47 случаев простудных заболеваний.

Анализируя данные таблицы 3, мы видим, что средний исходный показатель спирометрии в контрольной группе на 10 мл больше, чем в экспериментальной и составил 1480 мл, а в экспериментальной группе – 1470 мл (см. диаграмму 1).

Несмотря на данное обстоятельство, динамика этого показателя за период исследования значительно изменилась: в экспериментальной группе среднее значение показателя спирометрии увеличилось на 80 мл и составило 1550 мл, тогда как у сверстников в контрольной группе – только на 20 мл, составив в итоге 1500 мл (см. таблицу 4, диаграмму 5).

Подобная тенденция между обеими группами наблюдалась в динамике темпов прироста показателей пробы Штанге и Генчи. При более низких средних исходных значениях в экспериментальной группе, показатели пробы Штанге и Генчи на 1 сек меньше, чем в контрольной группе (см. таблицу 3, диаграмму 2). Эти показатели увеличились здесь за период исследования: пробы Генчи – на 6 сек, пробы Штанге – на 8 сек и составили с итоге 17 сек и 30 сек соответственно (см. таблицу 4, диаграмму 2), в то время, как в контроле средние значения проб Штанге и Генчи оказались менее выраженными – 25 сек и 14 сек соответственно (см. диаграмму 4).

Таким образом, за период исследования темпы прироста средних значений показателей дыхательной системы (спирометрия, пробы Штанге и Генчи) оказались в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе (см. таблицу 5, диаграммы 5, 6, 7).

ПРИЛОЖЕНИЕ

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышами.

Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция – создавать отрицательное давление в рудной полости и положительное - в брюшной.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

нижнее или «брюшное», диафрагмальное – в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного – средняя;

среднее или «реберное» - в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимется вверх; диафрагма также слегка поднимается;

верхнее или «ключичное» - дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного – средняя часть;

смешанное или «полное дыхание йогов» - объединяет все вышеуказанные типы дыхания; равномерно вентилируются все части легких.

Значит вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком – помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей, и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики учитываются:

- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

- доступность степени сложности упражнений для детей разного возраста;

- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей.

Перейти на страницу: 1 2