This is an example of a HTML caption with a link.

Нетрадиционные методы закаливания

Хождение босиком можно практиковать во всех группах, начиная со второй ясельной. Процедура очень физиологична и хорошо переносится детьми.

С детьми средних и старших групп можно приводить босиком утреннюю зарядку (в помещениях), физкультурные занятия, подвижные игры и т.д.

Главный смысл хождения босиком – закаливание кожи стоп к воздействию пониженных температур, главным образом, пола, земли. Именно это и является определяющим, если не единственным, в данном виде закаливания, поскольку убедительных доказательств влияния других моментов нет.

Хождение босиком является хорошим необременительным для персонала способом закаливания детей в дошкольном учреждении на фоне выполнения других общережимных моментов (2).

Контрастное водное закаливание

Более интенсивными закаливающими компонентами воздействия являются водные контрастные процедуры, так как теплопроводность воды в 28 раз выше, чем воздуха.

Контрастное водное закаливание – эффективный компонент воздействия. Оно проводится 2 раза в неделю в детских учреждениях, имеющих закрытые бассейны. Закаливающая процедура осуществляется при температуре воздуха 26-27°С и температуре воды в бассейне 27-28°С.

Приняв теплый душ, дети заходят в бассейн. После непродолжительной игры в воде с плавательными движениями дети поднимаются на площадку (ступеньку на уровне воды), где методист или медсестра, проводящие закаливающую процедуру, обливают их водой из шланга. Температура воды может быть выше или ниже на 2-4°С по сравнению с водой в бассейне. Продолжительность процедуры 5-6 минут при трехкратной повторяемости. Общее пребывание детей в бассейне 10-15 минут (10).

При проведении первых процедур контраст температур составляет 2-3°С, за 2,5-3 месяца он увеличивается до 10-12°С. Занятия в бассейне обычно проводятся 2 раза в неделю. Способы увеличения контраста температур могут быть разными: за счет повышения или понижения температуры воды при обливании или температуры воды в бассейне. После плавания дети принимают контрастный душ и растираются полотенцем.

При наличии 4 и более душевых установок можно применять другой метод контрастного водного закаливания в бассейне дошкольного учреждения.

После плавания в бассейне при температуре воды 28-30°С дети, разделенные на подгруппы, принимают контрастный душ в двух рядом расположенных кабинках. Температура воды в первой кабине 36-38°С, во второй 32-33°С. Каждый ребенок поочередно переходит из одной кабины в другую, пребывая в каждой по 25-30 секунд.

Через 7-10 дней разница температур увеличивается на 2-3°С и постепенно в течение 2-3 месяцев доводится до 15-16°С для детей 3-4 лет и до 19-20°С для детей 5-6 лет.

В процессе закаливающей процедуры температура колеблется в пределах 10-38°С с постепенным переходом и резкими перепадами до 3-4 раз в течение 40-45 минут.

Занятие в бассейне под руководством инструктора по плаванию продолжается 30 минут.

В основу этой методики положены циклические упражнения с введением в комплекс дыхательных упражнений, направленных на улучшение функции системы сердце-легкие (15).

Эффективность закаливания детей в дошкольных учреждениях возрастает, если ребенок получает закаливающие процедуры и дома (контрастные процедуры в первую очередь).

В домашних условиях наиболее эффективным методом закаливания детей может стать контрастный душ. Методика его применения описана ниже.

После непродолжительной утренней зарядки ребенок встает под душ, обливается водой 36-38°С в течение 30-40 секунд. Затем температура воды снижается на 2-3°С, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Такая процедура повторяется 2 раза.

Через 1-1,5 недели разница температур воды возрастает до 4-5°С и постепенно доводится до 15-16°С в течение 2-3 месяцев для детей 3-4 лет и до 19-20°С для детей 5-6 лет.

Каждая процедура заканчивается холодным обливанием, если проводится утром, и теплым обливанием, если проводится пред сном (13).

Перейти на страницу: 1 2 3 4